Процедура пересмотра полномочий национальной делегации в рамках ПАСЕ


Процедура пересмотра полномочий национальной делегации в рамках ПАСЕ

Процедура пересмотра полномочий национальной делегации в рамках ПАСЕ

В Парламентскую Ассамблею Совета Европы (ПАСЕ) с правом решающего голоса входят делегации 47 стран - членов Совета Европы. Право выступать на заседаниях Ассамблеи имеют также члены делегации "специально приглашенных" государств. Количество представителей от каждой страны определяется с учетом численности ее населения, а также принадлежности к группе главных плательщиков.

Представители национальной делегации каждой из стран избираются или назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов. Помимо этого они имеют заместителей, которые в их отсутствие могут выступать на сессиях Ассамблеи.

Как представители, так и их заместители, официально включенные в комиссии ПАСЕ, участвуют в их работе с правом решающего голоса и могут выбираться на руководящие должности.

В начале каждой Парламентской сессии списки представителей должны передаваться руководству Ассамблеи для ратификации полномочий в срок не менее недели до открытия сессии. Полномочия членов делегаций действуют в течение одной годовой сессии ПАСЕ.

Полномочия делегаций подтверждаются автоматически, за исключением случаев, когда кто-либо из действующих членов ПАСЕ выступает против продления.

В ряде случаев полномочия национальных делегаций могут быть пересмотрены, это может быть связано как с процессуальными основаниями, так и с существенными обстоятельствами.

По процессуальным обстоятельствам могут быть пересмотрены полномочия национальной делегации, которые еще не были ратифицированы руководством Ассамблеи. Наличие существенных обстоятельств может вызвать пересмотр также и уже утвержденных полномочий национальной делегации в полном составе в ходе текущей очередной сессии ПАСЕ.

По процессуальным основаниям полномочия национальной делегации могут быть пересмотрены в случае, если при ее формировании не обеспечиваются принципы справедливого представительства политических партий и групп, а также адекватного соотношения лиц обоих полов (пункт 6.2 Правил и принципов ПАСЕ).

В этом случае полномочия делегации могут быть оспорены не менее чем десятью членами Ассамблеи, принадлежащими к пяти и более национальным делегациям.

Вопрос о статусе полномочий национальной делегации передается в комиссию по правилам процедуры, иммунитетам и институциональным вопросам, которая должна представить его на рассмотрение Ассамблее в течение двадцати четырех часов. Эти сроки не распространяются при рассмотрении вопроса Постоянным комитетом.

Если комиссия приходит к выводу, что полномочия делегации должны быть ратифицированы, она представляет свое заключение председателю Ассамблеи, который озвучивает его на пленарном заседании Ассамблеи или Постоянного комитета без обсуждения. Если комиссия приходит к выводу, что полномочия не должны быть ратифицированы или должны быть ратифицированы с определенными условиями и оговорками, доклад комиссии включается в повестку дня и обсуждается на Ассамблее.

Существенными основаниями для оспаривания полномочий национальной делегации являются длительное неисполнение обязательств либо недостаточное сотрудничество в рамках процедуры мониторинга Ассамблеи, а также серьезное нарушение основных принципов Совета Европы, провозглашенных в статье 3 преамбулы Устава организации.

Согласно этому документу, каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства закона и обеспечивать для всех лиц, находящихся в пределах его юрисдикции, соблюдение прав человека и фундаментальных свобод - права на жизнь, свободу, безопасность, защиту частной собственности, запрет пыток и негуманного обращения.

Поводами для пересмотра полномочий национальной делегации являются выдвинутое членами ПАСЕ предложение о принятии резолюции по отмене ратификации полномочий национальной делегации, либо соответствующий доклад комиссии по мониторингу.

Предложение о принятии резолюции по отмене ратификации полномочий должно иметь не менее 50 подписей. В тексте петиции должны быть указаны причины отзыва полномочий делегации страны. Подписавшиеся под предложением представители или их заместители должны принадлежать не менее чем к двум политическим группам и пяти национальным делегациям. Предложение должно быть распространено не позднее, чем за две недели до открытия сессии Ассамблеи или заседания Постоянного комитета. Датой подачи предложения считается ее размещение в публичном доступе в бумажной либо электронной версии. После размещения документ не может быть отозван, также не могут быть отозваны или добавлены подписи кого-либо из представителей ПАСЕ.

Предложение по пересмотру полномочий передается в комиссию по правилам процедуры, иммунитетам и институциональным вопросам для вынесения решения. В случае необходимости документ может быть передан в другие комиссии для составления мнения.

Комиссия по правилам процедуры, иммунитетам и институциональным вопросам должна представить свое заключение в течение двадцати четырех часов.

Заключение комиссии может предполагать как аннулирование ратификации полномочий национальной делегации, так и частичное приостановление некоторых полномочий членов соответствующей делегации.

После заключения комиссии вопрос о пересмотре полномочий национальной делегации включается в повестку дня и рассматривается на Ассамблее.

По аналогичному алгоритму происходит процедура пересмотра полномочий по рекомендации комиссии по мониторингу.

Члены национальной делегации, полномочия которой пересматриваются, имеют право присутствовать на соответствующих заседаниях ПАСЕ, однако они не имеют права голоса в ходе любых разбирательств, связанных с пересмотром их полномочий.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Здание ПАСЕ в Страсбурге

Здание ПАСЕ в Страсбурге


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.